... Music as style of life ...
История становлення и развития гоа транса до 1991 года
В 60-х основными событиями в Гоа были разные пляжные действия (в т.ч. театральные постановки): звезды психоделичного рока, путешественники и охотники за необычным, которые жили давней мантрой «секс – наркотики – рок-н-ролл». Люди встречались на пляжах с пальмами, освещенными флюоросцентным светом, одетые в одежды еще более яркие и еще более ярким светом в их душах.
В 70-х психоделическая сцена в Гоа практически не изменялась. Основные события происходили на пляжах Анджуна, Вагатор и Чапора. Также популярными местами становятся Ко Самуи, Ко Панган, Катманду и др.
К 80-м «маленькая» сцена переросла в значительное движение. Вечеринки проводились без остановок с октября по март в различных местах. Летом люди собирались на севере пустыни Раджатан или в долине Манали, для того чтобы послушать и потанцевать под любимую музыку на ивентах, которые продолжались до конца сезона дождей.
Agharta – один из первых диджеев в Гоа вспоминал: «Между 83-89 гг мы организовывали первые гоа-трансовые вечеринки вдоль пляжа Вагатор, в Джангл Пелес (Jungle Palace) и Долине Диско (Disco Valley) (известные места возле деревни Вагатор)».
На самом же деле в 80-х в Гоа еще не было гоа-транса, как отдельного стиля музыки. В то время здесь можна было услышать Talking Heads или Yello. Отправной точкой стало техно, пришедшее сюда в 1988 году, в то время, когда оно еще не было сформированным и еще даже так не называлось. Также огромной популярностью в Гоа пользовались industrial и new beat. Потому техно музыка не была подобающе воспринята. Люди просто не знали, что с ней делать. Да что и говорить; когда acid house сотряс Британские острова , в Гоа фанатели от бельгийских групп Front 242 или A Split Second.
«На мой взгляд гоа- или психоделик-транс стал логическим продолжением electronic body music (EBM) или тяжелой електронной музыки в 90-х», - говорит Mark Petrick (Xenomorph).
«Эта музыка имела в себе стомпинг-грув (англ. «топание»), который люди могли воспринимать часами», - объясняет Mark Allen, известный диджей, основатель Phantasm Records, участник множества гоа-трансовых проектов.
Industrial, new wave и музыка групп Front 242, Einsturzende Neubauten, Killing Joke и им подобных, со временем соединилась с електронным звучанием Детройта и психоделическим звучанием 70-х, которым так увлекались хиппи. Все это дало толчек к новым экспериментам и созданию абсолютно новой, нигде и никем не слышанной музыки. И такая музык появилась!
Со временем люди увидели, что новый саунд сочетаем с галлюциногенами типа XTC или LSD.
DJ Толстолужский (RIP), один из первых украинский гоа-диджеев, в своей статье «GOA – що воно таке?», уже не существующего журнала «Новый Рок-н-Ролл» № 2-3/97 писал: «Стиль гоа - наиболее прогрессивная часть современной психоделической культуры, которая несет в себе некую общность и принадлежность идеологии: психоделическая культура и называется психоделической потому, что ее идеология формировалась на основе экспериментирования с веществами-психоделиками (марихуана и тяжелые галлюциногены, конечно же и синтетического происхождения), что принесло человечеству немало как пользы, так и вреда».
В Индии основным наркотиком в то время была «кислота» (LSD). Надо отметить, что музыка и ее авторы использовали это средство в полном объеме. Кроме того ее звучание усложнялось синтезаторами (среди них культовая машина Roland TB 303 Bassline) и аналоговыми шумами.
Между тем в 1989 году в «новую» музыку проникли транс-вибрации, а некоторое время спустя, к началу 90-х, эйсид Хаус завершил формирование нового стиля. Так возник новый вид техно-музыки – гоа-транс, с его психоделическим звучанием, которое проходит через твое сознание.
Хотелось бы добавить, что сам термин гоа-транс придумал Christopher Ches в 1987 году. Но в обиход он вошел уже в 90-х. Изначально это называлось trance-dance.
АЗИЯ
Первыми влияние новой музыки ощутили азиатские страны: Тайланд, Индонезия, Бали, Непал. Позже Япония и Австралия. Продвижением музыки Гоа занимались диджеи, игравшие в этом индийском штате ещё с первой половины 80-х годов. Также новые впечатления привозили с собой люди, посетившие штат в то время. Почти все они были выходцами из других стран. Одним из них был новозеландец Ray Castle. Объединившись с друзьями в организацию под названием Pagan Productions в 1987 году, он начинает организовывать вечеринки в Тайланде, Японии (Токио) и Голландии (Амстердам) вплоть до 1991 года. Австралиец Fred Disko делал вечеринки в Непале в 1985 году и Тайланде в 1987 году. Steve Psyko говорит о проходивших trance dance вечеринках в Сиднее в конце 80-х, пока он сам не занялся их организацией в 1991 году в Мельбурне. В Австралию психоделическая культура из Гоа влилась исключительно из-за альтернативности времяпровождения. Похожие ландшафты можно найти в Northern New South Wales. Сцена начала формироваться на берегах Залива Байрона (Byron Bay). Сегодня это наиболее посещаемое туристами место, как Гоа и Катманду.
Несмотря на то, что транс или музыка с диапазоном стилистических подходов, направленных в сторону транса, звучала в Гоа уже в конце 80-х, Ray Castle считал, что «только в 1991 или 1992 годах люди, возвращаясь в Европу или Японию, или даже Австралию, начали делать музыку подходящую исключительно психоделик-транс вечеринкам».
Но на самом деле он был лишь от части прав.
ЕВРОПА
Первой европейской страной, где впервые пустил свои корни гоа-транс, была Англия.
Ron “Raja Ram” Rothfield, который тренировался как джазовый флейтист в 50-х и играл в психоделик рок группе Quintessence в 60-70-х, начал новые эксперименты в конце 80-х годов, сотрудничая с Graham “DMT” Wood. Так в 1989 году они создают проект The Infinity Project, который сегодня на 100% заслуживает статус культового.
«В 89-м мы организовали нашу первую вечеринку в декабре, на которой играли наши первые примитивные треки для друзей и так осознали: «Да, это реально! Мы это можем…». Таким образом мы пошли и купили больше оборудования…», - рассказывает Рон Ротфилд.
Следующие несколько лет группа экспериментирует с неким видом абстрактного техно и со временем формирует новое звучание, более приблеженное к современному гоа трансу.
В 1991 году на одной из «Goa Style» вечеринок, организованных Raja Ram и Graham Wood в Лондоне, к ним присоединился продюсер и звукоинженер Martin “Man With No Name” Freeland. Мартин начал свою каръеру еще в середине 80-х, делая хип хоп и хаус ремиксы (для Belouis Some, Shriekback, Human League, Perfectly Ordinary People и др.) и продюсируя многих других исполнителей. Таким образом, музыканты начинают работать вместе в рекординговой студии в Западном Лондоне и, как результат, выход первого сингла The Infinity Project “Hyper Active / Virtual Reality” в США и Бельгии. Это был выход первой заметной работы с элементами psychedelic techno breaks.
Вечеринки формата пси- проводятся в это время в клубе “Culture”. В то же время все заметнее стают события в Брайтоне. DJ Dara Lee, занимающийся диджеингом с 1988 года, начинает организовывать тут c 1990 года небольшие вечеринки под общим названим Enlightenment в клубе “The Escape”. Позже вечеринки были перенесены в Tyssen St Studios, Лондон и заслужили большую популярность. Также, на некоторое время, появилось название для организации - New Age Promotions.
В 1988 году, как хаус диджей, начинает работать Joti Sidhu. Он родился в Уимблдоне (26.04.1971), но в 15 лет перебрался с родителями в Брайтон. Именно в брайтонских барах и клубах 17-летний диджей начал свою карьеру.
В том же году в Брайтоне и тем же путем начинает идти 15-летний Dino Psaras.
В 1989 году Stephane Holweck и Ben Watkins создают проект Electrotete. В 1991 году увидел свет их первый сингл “Anjuna Dawn”.
В 1990 году начинает диджействовать брайтонский DJ Mark Allen. Впечатления, полученные им от событий, происходящих в Гоа в том же году, дали стимул к 1994 году приступить к написанию собственной транс музыки с бoльшим грувом и психоделикой.
В Джерси свою карьеру диджея начинает Richard Kegg (aka Purple).
В 1990 году, на пути в Гоа, встречаются два англичанина Adam Boyd и Dominic Lamb (acid house диджей с 1988 года). У обоих общий интерес к новой музыке…
Также в 1989 году возникает проект Dimension 5. Но пройдет еще некоторое время, пока они приступят к написанию гоа транса.
В Германии, которая в конце 80-х - начале 90-х была полностью пропитана трансовой плазмой, все происходило по схожему с Англией сценарию. В 1989 году в Берлине были проведены первые вечерины в формате психоделик при участии DJ Antaro, DJ Sangeet и DJ Pushava.
Antaro (диджей с 1985 года) рассказывает об этих событиях так: «Десять лет назад (на момент интервью – прим.) мы начали организовывать наши первые вечеринки, возвратившись из Гоа. Получив там действительно особенный опый, мы просто хотели сделать что нибуть похожее дома и группировались с друзьями. Это произошло в моем саду, фактически, там состоялась первая небольшая вечеринка. С того времени она постоянно росла без какого нибуть специального оборудования. Только благодаря разговорам между людьми, которые делились впечатлениями об увиденом. Больше и больше людей приходило и каждая вечеринка становилась все больше и больше».
Pushava - диджей с богатым опытом. Свою карьеру начал еще в 1982 году. Играл самую разную музику от панка к фанку.
Sangeet (с рождения Andreas Karsten Pfeiffer) приступил к освоению проффесии диджея в 1984 году. Играл практически все музыкальные стили. А в конце 80-х занялся организацией андеграундных пати в Берлине.
В июле 1991 года Andreas Roll в Гамбурге открывает лейбл Gaia Tontrager (тогда еще Gaia Records), который можно считать самым первым гоа-лейблом в мире. Первый и единственный релиз лейбла в этом году - дебют немалоизвестного проекта S.M.I.L.E..
Приблизительно в это же время около Sprotze прошел небольшой оупен под названием Entactogene Dance при участии Antaro, Scotty и Amrisha.
В Дании также была своя небольшая сцена в то время. Еще с 1987 года здесь активно работает проект The Overlords, делая записи для лейбла Mega Records. Их музыка была смесью синти-попа, индастриела и популярного в то время нью бита. Но уже в 1990 году, после выхода в Бельгии их сингла “Moontrap” можно было увидеть, что команда попала под влияние надвигающейся волны транса.
Но наибольшее влияние на продвижение гоа- / пси-транса в Дании оказал, в то время еще дуэт, Koxbox.
Peter “Candy” Frellesen и Frank Kiehn “Frank E” Madsen встретились еще в 1980 году. Они вместе играли как гитаристы в местной рок-группе. Но с приходом електронной музыки их вкусы начали меняться. На них тогда сильное влияние оказало творчество Kraftwerk и других групп 70-80-х. В 1987 году у них была собственная программа на GAGA-Radio, где они крутили техно. Иногда к ним присоединялся Ian “OR” Ion, один из участников The Overlords. Это был разноплановый человек, который имел опыт работы в разных направления музыкальной индустрии: продюсирование, программирование, композинг, диджеинг, инжиниринг, мастеринг, преподавательская деятельность, консалтинг, промоушн, маркетинг, а также визуализация.
В 1991 году Koxbox пишут свой трек “Crystal”, который позже будет издан отдельным синглом в Англии. Музыканты разрабатывают свой собственный стиль. Их считают пионерами tech-trance в Дании.
И еще некоторые события в Европе имели место быть.
В 1989 году во Франции начинает работать трио Blue Planet Corporation.
В том же году в Тесалониках (Греция) Mike Verros начинает серию вечеринок под общим названием Brainstorm.
В шведском городе Упсала, в 1990 году Fredrik Axelsson и Rickard Berglof начинают экспериментировать с музыкой, доводя своих родителей до сумасшествия звуками, которые вырабатывали с помощью Noisetracker на компьютере Amiga и семплером Roland S-10. Позже они создадут проект Subcouds.
США
В США дела обстояли немного хуже. На пике популярности тогда здесь была хаус музыка и всевозможные ее разновидности. Но психоделический дух обитал и здесь. Таким местом было Сан-Франциско. Olli Wisdom (игравший в рок группах The Unwanted и Specimen) после посещения им в 1989 году штата Гоа и по возвращению оттуда начал заниматься диджеингом в местных клубах, организовывая гоа вечеринки. Первыми такими были “Nattarja” в 650 Townsend Center вместе с DJ Tumbleweed (настоящее имя Бред) в 1989/90 году и вечеринка “Das Club” с DJ Goa Gil в 1990 году в клубе “1015 Folsom”, владельцем которого был друг Олли – Jeffrey.
О Goa Gil надо сказать отдельно. Этот человек, которого сейчас называют уже даже не отцом, а дедушкой гоа транса, был из первой волны хиппи, посетивших Гоа. Он покинул Сан-франциско в сентябре 1969 года и, фактически, был не просто свидетелем, а одним из создателей гоа транса.
Но вернемся назад в США.
В 1991 году Brad и Jeffrey, обьединившись с Olli, организовывают вечеринки “Mr. Floppy” с резидентами DJ Ollie Wisdom, DJ Tumbleweed и DJ Alex (тот самый германец из Spirit Zone). В том же году в клубе “DNA” был проведен первый в своем роде фестиваль танцевальной музыки “Resurrection” с такими диджеями, как Gil и Tumbleweed. Позже фестиваль изменил свою локацию на клуб “1015 Folsom” с некоторыми хаус-диджеями и, со временем, изменил свое название на “Boogie Buffer”.
В конце 1991 года Goa Gil организовывает мероприятия “Paradise Experience / Don't Dream It - Do It” (7 декабря) и “ New Year’s Eve Toon Town – Psychedelic Appocalypse” (на Новый Год в Зале Экспо Центра Моды, 650 Townsend Center).
ИЗРАИЛЬ
Израильская сцена развивалась независимо от европейских традиций. События здесь начались в 1988 году.
В Тель-Авиве - культурном центре страны, действовало несколько клубов где, восновном, звучали new wave и rock. Наиболее важным местом проведения досуга был клуб “The Penguin”. Некоторые люди сделали его своим вторым домом; среди них были Avi Nissim, Lior Perlmutter, Yaniv Haviv, Har-El Prussky, Itzik Levy, Edi Mis и Rami Shapira. Музыка в “The Penguin” была ориентирована на industrial rock (Einsturzende Neubauten), new wave (Depeche Mode), Kraftwerk, Psychic TV, Butthole Surfers и звучание, приближенное к тяжелой електронике.
До этого времени индийская граница была закрыта для израильских паспортов. Но только он был открыт в 1988 году, группы израильтян, которые только освободились от своего принудительного военного долга, хлынули туда в поисках дешевого и сенсационного места. На теплых пляжах Гоа такие люди как Miko, Zoo-B и Guy Sebbag впервые услышали звуки електронной музыки.
Возвращаясь домой в Израиль, люди привозили с собой новые традиции, добытые там. Они воплощали это в музыке, включая, в том числе, использование психоделиков, которые в Израиле были практически неизвестны до 1990 года.
Возвращаясь в “The Penguin”… DJ Avi Nissim испытывает там новое звучание. Объединившись со своим другом Lior Perlmutter в проекте SFX, они записывают свой первый альбом, который, к сожалению, так и не был релизован. Их первый сингл появился только в 1991 году в Бельгии и состоял из треков в стиле industrial и bleepy techno (англ. - короткие електронные сигналы).
Но самым большим инноватором на израильской электронной сцене был Har-El Prussky. Начиная с 1989 года как диджей, он начинает организовывать множество проектов, которые несли миру частичку израильской трансовой сцены.
C 1989 года в Израиле развивается отдельное музыкальное направление, названное позже victorious trance. Этот стиль станет основой такого стиля как nitzhonot.
В 90-м начинаются первые “Full Moon” вечеринки. Лед тронулся…
Все эти события и люди, были чем-то вроде зерен, которые были только что брошены в грунт. Но мы то хороше знаем, какие фрукты из них вырастут со временем.
(в этой статье описаны события, которые происходили до 1991 года и повлияли на становление и дальнейшее развития стиля гоа транс)
!plazmatix (c) 2009 plazmatix.at.ua
читать всю статью
2008-2011